Пост президента введен в Беларуси Конституцией, принятой Верховным
Советом 15 марта 1994 г. Введение института президентства было обусловлено
как объективной необходимостью сильной исполнительной власти в период исторического
перехода от тоталитаризма к демократии, так и интересами правящей номенклатуры.
Приближающееся окончание срока полномочий Верховного Совета подталкивало
ее к ускоренному созданию механизма удержания власти. Главным элементом
такого механизма должен был стать пост президента. Для этого необходимо
было принять новую Конституцию, легитимизирующую институт президентства,
и провести выборы главы государства.
Намечаемое вхождение Беларуси в денежную систему России требовало торопиться,
так как избирательная кампания должна была наложиться на сиюминутные положительные
результаты этой акции и стать главным фактором поддержки представителя
номенклатуры (Кебича) в ходе выборов. Поэтому процесс принятия новой Конституции,
предусматривающей пост Президента, правящие круги решили (форсировать.
Для того, чтобы успеть провести выборы до начала отпускного сезона, в порядке
исключения пошли на нарушение только что принятого Закона о Президенте,
сократив сроки избирательной кампании.
К апрелю ситуация развивалась по разработанному правительством плану.
Запаздывало только объединение денежных систем в связи с тем, что Россия
выдвинула более жесткие условия. Монополия Совмина на СМИ, контроль местных
органов власти за ситуацией в регионах, казалось, обеспечивали благоприятный
для «партии власти» результат президентских выборов.
Любые общенациональные выборы - это всегда определенный момент истины,
фокус общественных предпочтений, озарений и предрассудков. Они высвечивают
все позитивное и негативное, что скопилось в общественном сознании за период
между избирательными кампаниями. В этом смысле выборы 1994 г. и РБ были
уникальны. Беларусь оставалась единственным государством в Европе, где
у власти находилось руководство, избранное при коммунистическом режиме.
Последний раз белорусские граждане приходили к избирательным урнам в 1990
г. За этот период в соседних странах (например, в Польше) уже два раза
переизбирался парламент, проведены выборы президента. Изменилась эпоха,
поменялось государство, начался переход к другой экономической и политической
системе. Здесь же время как бы застыло. У власти находилось все то же правительство,
сформированное еще ЦК КПБ.
Учитывая весьма значительные полномочия президента по новой Конституции,
в ходе президентских выборов речь шла о «выборе Беларуси», об определении
модели белорусской государственности, вектора социально-экономического
развития, стратегии внешней политики. Скрыто или явно это отразилось в
позициях кандидатов в президенты, их программах и выступлениях.
На старт избирательной кампании вышли 19 инициативных групп по выдвижению
кандидатов в президенты. За 20 дней нужно было собрать 100 тыс. подписей
в поддержку кандидата.
В результате проверки избирательными комиссиями подписных листов кандидатами
в президенты были зарегистрированы следующие претенденты:
Александр Дубко, председатель колхоза «Прогресс» Гродненского района,
председатель Совета колхозов Беларуси,
Вячеслав Кебич, Председатель Совета Министров Беларуси,
Александр Лукашенко, депутат Верховного Совета Беларуси, директор совхоза
«Городец» Шкловского района,
Василий Новиков, секретарь ЦК Партии коммунистов Беларуси,
Зенон Позняк, председатель Сойма Белорусского народного фронта,
Станислав Шушкевич, депутат Верховного Совета Беларуси, бывший председатель
Верховного Совета Беларуси.
Итоги первого этапа избирательной кампании показали, что для достижения
искомого результата (100 тыс. подписей) необходимы были два условия: известность
кандидата и поддержка его более или менее сильными организационными структурами.
Наличие того и другого давало гарантированный результат (Кебич, Позняк,
Шушкевич). Недостаток известности Новикова и Дубко компенсировался работой
крепких организационных структур в виде Партии коммунистов Беларуси и корпуса
председателей колхозов. Отсутствие сильной организации, поддерживающей
Лукашенко, восполнялось его возрастающей популярностью.
Кебич, Лукашенко, Новиков, Дубко представляли левый фланг политического
спектра, их программы объединяло требование не спешить с проведением рыночных
преобразований, а кое в чем и свернуть их (например, приватизацию), крепить
союз с Россией.
Позняк и Шушкевич представляли правый фланг. Они делали акцент на рыночные
реформы, укрепление суверенитета страны, выступали против создания единой
рублевой зоны с Россией.
Команда, или избирательный штаб, Лукашенко оказалась весьма разношерстной.
В нее вошли несколько ярких политиков новой волны (Булахов, Гончар, Лебедько,
Федуто), прозванных «молодыми волками», которым дорогу во власть закрывала
старая кебичевская номенклатура. Они ощущали свое интеллектуальное превосходство
над Лукашенко и надеялись, став «серыми кардиналами» при президенте, реализовать
свои честолюбивые планы.
Другая часть объединившейся вокруг кандидата в президенты команды была
представлена политически бесцветными депутатами Верховного Совета (Синицын,
Шейман, Титенков), работниками МВД (Малумов, Сазонов). Ни на какую самостоятельную
роль они не претендовали, и их карьера полностью зависела от успеха Лукашенко.
С началом избирательной кампании по всей стране большей частью стихийно
возникли инициативные группы в поддержку Лукашенко, собиравшие подписи
для его регистрации кандидатом и проводившие агитацию. Помощь претенденту
оказывал Союз офицеров, а также партия Славянский Собор «Белая Русь», которая,
впрочем, в разгар кампании заявила о разрыве с ним, что вызвало внутренний
кризис и раскол в самой организации.
Уже в апреле, в самом начале избирательной кампании, Лукашенко был явным
фаворитом. По данным социологической лаборатории «Новак», в этом месяце
за него готовы были проголосовать 28% населения, за Кебича - 15,1%, за
Шушкевича - 10,2% (30).
Содержательную сторону избирательной кампании Лукашенко и причину его
успеха рассмотрим ниже. Здесь необходимо отметить, что он демонстрировал
неразборчивость в средствах для достижения цели. Его кампания сопровождалась
скандалами по методу Жириновского -от очень сомнительного покушения до
драки с милицией в здании Совмина. Он довольно умело нагнетал обстановку,
поддерживая напряжение и привлекая к себе внимание на протяжении всего
предвыборного марафона. Претенденту очень сильно помогла бездарная попытка
его дискредитации совминовскими СМИ.
Главный соперник Лукашенко, премьер Кебич, в центр своей избирательной
кампании поставил идею объединения денежных систем Беларуси и России, соглашение
о котором было подписано еще в сентябре 1993 г. 12 апреля 1994 г., в разгар
предвыборной борьбы, в Москве были подписаны новые документы, конкретизировавшие
эту идею. Официальные СМИ развернули широкую пропагандистскую кампанию,
убеждающую население в приближении экономического чуда. Рейтинг премьера
начал постепенно повышаться. Он догнал Лукашенко и даже вышел немного вперед.
На начало июня Кебича поддерживали 21,8%, а Лукашенко - 21,3% населения.
Глава правительства монополизировал идею дружбы с Россией. Радио и телевидение
ненавязчиво внушали, что все, кто за союз с Москвой, должны голосовать
за Кебича.
Лукашенко попал в затруднительное положение. Поддержать соглашение означало
подыграть премьеру, и он неожиданно выступил с критикой этих соглашений,
поскольку они расходятся с сентябрьским
(1993 г.) договором между Беларусью и Россией. Чтобы перехватить
инициативу, он в середине мая поехал в Москву и выступил в Государственной
Думе с предложением о немедленном создании парламентами России, Беларуси
и Украины депутатских групп «для проведения переговоров о выработке механизма
объединения братских республик». Несмотря на все усилия официальной пропаганды,
представить Лукашенко противником союза с Россией не удалось.
Нужно отметить, что все кандидаты критиковали деятельность правительства,
которое ассоциировалось с Кебичем, отнимая у последнего голоса. Но реально
воспользовался этими голосами только Лукашенко.
Решающий перелом в пользу Лукашенко наступил на протяжении недели 10-18
июня, когда его рейтинг начал резко расти - примерно на 2% в день, достигнув
пика к моменту голосования.
До самого последнего дня около четверти избирателей еще не определились
в своем выборе. Но бездарная попытка подконтрольного правительству радио
и телевидения дискредитировать Лукашенко привела к тому, что практически
вся неопределившаяся масса качнулась к нему.
Выборы состоялись 23 июня. Лукашенко победил в III из 118 районов. Больше
всего за него подано голосов в Могилевской области (63%), особенно в ее
северных районах, где в ряде случаев он получил 2/3 голосов участвовавших
в выборах. На родине будущего президента, в Шкловском районе, за земляка
проголосовало 85% населения. В Лиозненском районе, где на него будто бы
произошло покушение, Лукашенко получил 82%. В 10 районах Могилевской области,
7 - Брестской, 6 - Минской и 1 - Витебской области лидера поддержало на
50% больше избирателей, чем ближайшего соперника.
С наибольшим энтузиазмом борца с коррупцией поддержали провинция, райцентры,
сельские населенные пункты. Крупные города, областные центры отнеслись
к нему более сдержанно. В Минске за него проголосовало 26,5%. Причем больше
всего голосов он получил в районах с высокой концентрацией промышленных
предприятий, районах-новостройках со значительной долей рабочих. Так, в
Заводском районе столицы за него проголосовало 33,7% избирателей.
Результаты первого тура вызвали у правящей команды настоящий шок, от
которого она так и не смогла избавиться. Ее действия не имели какой-либо
осмысленной стратегии и лишь продолжались как бы по инерции.
Второй тур выборов состоялся 10 июля. Практически весь электорат выбывших
в первом туре кандидатов целиком перешел к Лукашенко. То есть многие даже
не его сторонники голосовали против Кебича, надеясь хоть на какие-то перемены
в государстве. В результате Лукашенко получил поддержку 56% всех граждан
Беларуси, имеющих право голоса.
Интересный феномен белорусских выборов: во втором туре за Кебича проголосовало
существенно меньше избирателей, чем в первом. 23 июня премьера поддержали
1023 тыс. человек, а 10 июля - только 748 тыс., или 70% от первоначальной
цифры. Это объясняется, очевидно, двумя причинами. Во-первых, часть его
электората, увидев сокрушительное поражение премьера в первом туре, просто
не явилась на выборы. Во-вторых, местные власти во втором туре не стали
применять меры давления, а может быть, и прямую фальсификацию, как это
было, очевидно, в первом туре.
На основе данных социологической лаборатории «Новак», полученных между
двумя турами выборов, социальная характеристика электората Лукашенко выглядела
следующим образом. За нынешнего президента голосовало 68,6% рабочих низкой
и средней квалификации, 62,2% высококвалифицированных рабочих, 46.9% специалистов,
33,5% специалистов высокой квалификации, 33.4% руководителей предприятий,
33,8%; руководителей подразделений, 53,6% работников промышленности в целом,
66.8% работников сельского хозяйства в целом, 22,9% работников культуры,
65,6%; граждан с начальным и неполным средним образованием. 55.1 %-со средним
и 37,3% - с высшим образованием (31).
Некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу
на выборах «народной революцией». В большинстве европейских стран советского
блока свержение коммунистических режимов вполне можно назвать народными
антибюрократическими, антитоталитарными революциями.
Феномен Беларуси состоит в том, что здесь это определение имело диаметрально
противоположное содержание.
Если в СССР в целом, как и во всех европейских странах советского блока,
к середине 80-х гг. общественная система исчерпала себя и оказалась в состоянии
кризиса, то в Беларуси ситуация была иная. Здесь существовавшая система
к этому времени не выработала свои ресурсы, имела еще определенный запас
прочности и могла какое-то время сравнительно эффективно функционировать.
Это объяснялось комплексом причин, анализировать которые здесь нет возможности.
Важно то, что к началу горбачевской перестройки в Беларуси, в отличие от
других коммунистических стран, общество не созрело для реформ. Поэтому
демократизация и реформирование начались здесь не естественно, не органически,
на собственной основе, а были привнесены извне, из Москвы. Произошел импорт
реформ. Если для коммунистических стран Центральной Европы, республик Балтии
достаточно было слабого сигнала из столицы СССР, чтобы прежние режимы быстро
развалились, то в Беларуси, наоборот, общество всячески сопротивлялось
изменениям из Центра. Большинство населения Беларуси считает, что трансформация
социализма произошла не в результате внутреннего кризиса, а вследствие
действий неких политических сил («демократов», Горбачева, БНФ), что рынок
и демократия искусственно привнесены с Запада с помощью его агентов и здесь
насильственно внедряются. И у людей происходит психологическое отторжение
новых форм общественного устройства. Поэтому с самого начала реформ Беларусь
оказалась «антиперестроечной Вандеей», одним из центров оппозиции политике
Горбачева.
Независимость свалилась на Беларусь как снег на голову. Если другие
народы становились независимыми в результате многолетних кровавых войн,
принеся на алтарь свободы огромные жертвы, то для белорусского народа она
явилась как подарок судьбы. На референдуме 17 марта 1991 г. 82,6% населения
республики проголосовало за сохранение СССР. В силу стечения исторических
обстоятельств Беларусь оказалась вытолкнутой в независимое плавание вопреки
желанию как большинства населения, так и правящей элиты. Без руководящего
центра в Москве руководство республики испытывало сильный психологический
дискомфорт. Независимость оказалась для него тяжелой, непосильной ношей.
Если во многих посттоталитарных странах прежняя правящая элита была
сметена демократической волной, то в Беларуси власть осталась в руках старой
номенклатуры, которая, отказавшись от коммунистической идеологии, подчинился
себе механизмы рынка и политической демократии в качестве новых способов
самосохранения и воспроизводства. В результате имитации рыночных реформ,
«прихватизации» произошло обуржуазивание номенклатуры, в значительной мере
слияние чиновничества с предпринимательством на фоне резкого обострения
кризиса, обнищания народа. Поэтому накопленный в обществе и не нашедший
до сих пор выхода антиноменклатурный потенциал оказался направленным одновременно
и против нарождающегося предпринимательского слоя. В результате в Беларуси
«народная революция» носила одновременно и антиноменклатурный, и антибуржуазный
характер. Победил кандидат, наиболее страстно и последовательно выступавший
как против номенклатуры, так и против бизнесменов. Таким образом, мы получили
маленькую «социалистическую» революцию периода позднего индустриального
общества, находящегося на пороге перехода к постиндустриальному.
Лукашенко оказался ярким представителем этой общественной тенденции,
своеобразным «зеркалом белорусской революции». И нечего удивляться, что
зеркало оказалось отражением как народной мудрости, так и общественных
мифов, предрассудков, того хаоса в головах людей от непонимания происходящего,
который возник после краха старой системы. Будущий президент адекватно
отразил доминирующие настроения масс.
Социологические опросы показывали, что значительная часть населения
характеризовалась уравнительным, антирыночным, антиреформистским сознанием.
Так, по результатам исследования, проведенного НИСЭПИ в декабре 1994 г.
в рамках проекта «Мониторинг социально-экономических и политических перемен
в Беларуси», только 51% опрошенных высказались за необходимость перехода
к рыночной экономике. Это один из самых низких результатов в посттоталитарных
государствах. Плановую экономику и социализм выбрало 46,3% граждан. Широкий
выбор, изобилие товаров высокого качества по высоким, не всем доступным
ценам предпочло 57,5% респондентов, а узкий ассортимент, постоянный дефицит
товаров по доступным, фиксированным ценам - 40.3%-. Высокий заработок,
но с большим риском потерять работу выбрало 42,5% граждан, а невысокую
зарплату на гарантированной работе - 55,3% . За бесплатные социальные услуги
(образование, здравоохранение и т.д.) с невысоким уровнем обслуживания
высказался 41,1% опрошенных, а за возможность и необходимость за свои деньги
выбирать подходящие по качеству социальные услуги -57,1%. Обобщая эти данные,
нужно отметить, что число сторонников и противников рыночной экономики
в Беларуси примерно одинаково. Сравнивая эти результаты с данными аналогичных
исследований НИСЭПИ в 1992 и 1993 гг., можно констатировать, что число
граждан, выступающих за рыночные отношения, уменьшилось (32).
Компания «Эридан» провела исследование об отношении населения к предпринимательским
структурам. На вопрос, способствуют ли отечественные предприниматели процветанию
страны, 6,5% респондентов ответили «да», 1 1,5% - «скорее да», 22,5% -
«скорее нет», 35% -«нет» (33).
По данным лаборатории «Новак», полученным в ходе опроса между двумя
турами президентских выборов, среди наиболее важных задач, стоящих перед
страной, на первое место населением была поставлена борьба с коррупцией
и мафией, на второе и третье - борьба с инсоляцией и повышением цен, на
четвертое - наведение порядка и т. д. В целом первые десять задач предусматривали
усиление административно-командных методов управления со стороны государства
и развитие интеграции в рамках СНГ. Задача поддержки бизнеса и предпринимательства
оказалась лишь на 12-м месте, а обеспечение свободы слова и печати-лишь
на 16-м (34).
Поэтому в 1994 г. население проголосовало за кандидата в президенты,
который не столько предлагал перемены, сколько обещал восстановить дееспособность
прежней системы. Лукашенко при каждом удобном случае не забывал вспомнить
«преступников», разваливших «великую державу», говорил о неприемлемости
для Беларуси опыта рыночных реформ других стран, осуществляемых по рецептам
МВФ, которые толкают нас к «дикому рынку». Он постоянно твердил об искусственном
навязывании народу белорусского языка, национальных символов. И это воспринималось
людьми с большим пониманием. Оказалось, что представления как населения,
так и Лукашенко об идеальном обществе не выходят за пределы собственного
жизненного опыта, не идут дальше важнейших атрибутов «развитого социализма».
Большинство населения Беларуси идейно-психологически продолжает жить
в СССР. И результаты обоих референдумов, и социологические опросы свидетельствуют
не столько о стремлении людей объединиться с Россией (как это трактуют
власти), сколько о желании вернуться в Советский Союз, в прежний советский
социализм. То есть за идеологемой об интеграции с Россией скрыт миф о возможности
реанимировать СССР. В этой связи более понятной становится историческая
миссия нашего президента. Как заметил известный польский политолог Адам
Михник, «Лукашенко - это вовсе не московская марионетка; он - советская
кукла» (35).
Мы получили не просто консервативные настроения, т.е. стремление сохранить
статус-кво, а ностальгический консерватизм, т.е. желание вернуться назад,
в прошлое. Это уже консервативный радикализм, экстремизм и фундаментализм.
По-другому это можно назвать консервативной революцией или консервативной
реакцией, как кому больше нравится.
Но Лукашенко оказался не просто зеркалом, пассивно отражающим настроения
общества. Он их фокусировал, преобразовывал в образные формы, т.е. придавал
товарный вид, и ретранслировал обратно в массы. То есть создал замкнутую
систему производства и потребления идеологической энергии.
Феномен Беларуси состоит в том, что различные слои населения живут как
бы в разных исторических эпохах. Усиливается разрыв между социально-культурными
элементами постиндустриального типа части городского населения и патриархально-доиндустриальным
типом сельских жителей (в основном пенсионеров). Люди с высшим образованием
составляют 12%, а более 20% граждан имеют образование ниже четырех классов.
А удельный вес низкоквалифицированных и пауперизованных слоев населения
- около 25% (36).
По уровню научно-производственного потенциала, образования, социальной
структуре страна находится на стадии позднего индустриального общества.
А массовое сознание в какой-то мере законсервировалось на уровне начального
периода индустриализации. Переход к машинному производству произошел слишком
быстро, на протяжении жизни одного поколения. Здесь мы наблюдаем классический
пример отставания общественного сознания от бытия. Большинство жителей
белорусских городов - выходцы из деревни. Поэтому преобладающим типом личности
у нас является человек, существующий как бы в двух субкультурах: патриархальной
и индустриальной.
Эта тенденция усиливается тем. что вследствие углубляющегося экономического
кризиса начался процесс деиндустриализации и переход части населения к
натуральному хозяйству.
И Лукашенко нашел свою социальную опору именно в среде людей с доминированием
патриархального сознания, люмпенизированной части общества, пенсионеров,
социальных иждивенцев.
Прошедшие выборы показали, что весьма значительную роль в жизни белорусского
общества играют представители старшего поколения. В стране около 2.5 млн.
пенсионеров - пятая часть жителей страны. В этом смысле Беларусь - самое
«старое» из государств СНГ. Если же считать только избирателей, то доля
пенсионеров вырастет до 1/3. Они являются самой дисциплинированной и активной
частью выборщиков, в отличие от молодежи, которая довольно пассивно отнеслась
к этому мероприятию. Учитывая это, голоса пожилых людей составили едва
ли не половину голосов всех участвовавших в выборах. Как известно, старое
поколение настроено весьма консервативно. В его среде велика приверженность
старой советской системе. Такая ситуация, когда будущее страны определяют
старики, не вселяет оптимизма, и нормальной ее назвать никак нельзя.
В глазах многих белорусов демократия и свобода создали «беспорядок»
в виде множества государств на развалинах СССР, идеологий, партий, форм
хозяйствования, возможных вариантов собственного поведения и деятельности.
А главный беспорядок и хаос произошли в головах людей, разрушив всю прежнюю
систему мировоззренческих координат.
Поэтому требования «наведения порядка» и «восстановления дисциплины»
стали самыми распространенными. Причем их выдвигает в первую очередь наиболее
люмпенизированная часть общества, которая хочет возвращения того «порядка»,
когда в государстве существовало единообразие (одна партия, один вождь,
одна идеология и др.) и вне зависимости от работы все получали одинаковую
пайку.
Однако во втором туре за Лукашенко проголосовали не только сторонники
левых политических взглядов. Известно, что к будущему президенту отошли
многие голоса кандидатов, проигравших в первом туре. За Лозняка и Шушкевича
в сумме проголосовало 22,7% избирателей. Отнимем 8% граждан, участвовавших
в первом и не пришедших на избирательные участки во втором туре. Все равно
получается, что не менее 15% демократически настроенного электората поддержали
Лукашенко. Здесь сыграло роль накопившееся недовольство политикой правительства
Кебича и открытое давление на население властных структур. То есть эта
категория граждан во втором туре голосовала во многом не столько «за» Лукашенко,
сколько «против» надоевшего премьера. Часть демократов рассматривала «борца
с коррупцией» как таран, способный вытеснить старую номенклатуру, сдвинуть
страну с мертвой точки и начать какое-то движение.
Огромную роль в победе Лукашенко сыграли иррациональные факторы общественного
сознания. Такая ситуация объясняется социальными предпосылками, тем, что
самоорганизация общества находится в зачаточном состоянии. Элементы общественного
самоуправления только зарождаются в условиях сильного противодействия со
стороны государства. В стране отсутствует полноценная социальная база для
формирования партий и групп интересов. В обществе, где около 80% собственности
принадлежит государству, количество собственников ничтожно. Значительная
часть населения люмпенизирована. Общество не структурировано и, значит,
не дифференцировано в социально-политическом плане. Социальные слои и группы
со своими специфическими интересами только начинают складываться.
Большинство населения не осознало своих интересов и руководствуется
преимущественно политическими инстинктами и идеологическими пристрастиями.
Поэтому в ходе выборов социальная активность населения приобрела стихийный,
политически и организационно не оформленный характер. Лукашенко, например,
опирался на стихийно возникшие, плохо организованные группы поддержки.
Глобальные общественные катаклизмы последних лет вызвали хаос не только
в экономической и политической системе, но и в головах людей. В условиях
глубокого системного кризиса возникает своеобразное кризисное психологическое
состояние, состоящее из многих элементов. Растерянность, дезориентация,
отчаяние, панические настроения от непонимания происходящего, апатия и
озлобленность создают благополучную почву для пропаганды очередного исторического
чуда, веры в простые решения сложных проблем, в возможность лечить больную
экономику приказами, угрозами, призывами и заклинаниями. В такой атмосфере
рационально мыслящие и логически рассуждающие люди часто вызывают отторжение
и неприятие, т. к. разрушают иллюзии, заставляют трезво взглянуть на окружающий
мир.
Первые демократические выборы пришлись на период более глубокого экономического
кризиса, чем в соседних государствах, где они проходили в сравнительно
благоприятной обстановке. Поэтому там популистская тенденция в политической
жизни не получила полной реализации. Эмигрант Тыминский в Польше дошел
только до второго тура президентских выборов вместе с Валенсой. Жириновский
в России имел лишь относительный успех. В Беларуси в силу указанных причин
и ряда других обстоятельств эта тенденция стала абсолютно преобладающей.
В ходе выборов сработал так называемый «эффект последней надежды». Население
рассматривало избрание президента не как обычную демократическую процедуру,
л как последний шанс, возможность одним махом радикально улучшить свою
жизнь. К тому же это были первые президентские выборы. Отчасти этим объясняется
такой высокий процент участия граждан в выборах в сравнении с соседними
странами.
Необходимо отметить, что Лукашенко оказался отличным полемистом. Однако
его полемический стиль имеет откровенно демагогический характер, он апеллирует
не к разуму, а к подсознанию людей. Лукашенко предлагал простые решения
сложных проблем, причем всеми знакомыми способами. Например, он поддерживал
иллюзию о больших богатствах, наворованных коммерсантами и чиновниками,
разделив которые можно разбогатеть всем.
Одной из основных идей предвыборной кампании Лукашенко был культ народа
и противопоставление его номенклатурной власти. Он всячески восхвалял народ,
наделял его всеми лучшими качествами, говорил ему то, что тот хотел услышать,
прекрасно сыграл роль народного слуги. Лукашенко сознательно противопоставлял
народ политикам, дискредитировал государственные учреждения и политические
институты (банки, суды, правоохранительные органы, партии), власть вообще.
И это нашло благоприятную почву в разуверившемся народе.
Будущий президент эффективно использовал еще один стереотип обыденного
сознания. Уже давно среди политологов утвердилось мнение, что белорусы
- самый советский народ. В основном это относится к проблеме национального
самосознания. Однако это утверждение правильно и в другом смысле. Значительная
часть населения стихийно и очень прочно усвоила ленинскую идею о кухарке,
могущей управлять государством. Поэтому лозунг «Власть - народу, а не номенклатуре»
был воспринят буквально.
Многие убеждены, что, во-первых, во главе государства должен находиться
подлинный представитель народа, во-вторых, управлять государством не так
уж сложно, главное, чтобы руководитель защищал интересы простых людей,
а не бюрократов.
И Лукашенко удачно подошел под этот образ «человека из народа», «народного
президента». Он формулировал то, что люди высказывали в очередях и курилках,
причем говорил языком, наиболее понятным населению. Будущий президент всем
обликом, культурой, речью с
несовершенными стилистическими оборотами оказался наиболее близким
и понятным народу.
Лукашенко прекрасно сыграл роль жертвы, страдающей за народ, преследуемой
властями. В этом ему здорово помогли неудачные попытки команды Кебича дискредитировать
его.
Важным элементом его харизмы стала постоянно демонстрируемая искренность.
Вообще в Лукашенко странным образом сочетается искренность и политический
цинизм. Причем самые циничные вещи в его устах выглядят естественными и
правдивыми: обвинения Шушкевича в воровстве, дискредитация депутатов Верховного
Совета. А в то, что на него было организовано покушение в ходе избирательной
кампании, президент, похоже, поверил уже и сам.
Лукашенко обладает всеми характерными чертами фанатика власти. У него
нет друзей, нормальной семьи, есть только цель - власть, ради которой он
готов на все. По его представлениям, политика - это борьба воли и характеров.
И он, кроме всего прочего, проявил большую волю к победе, чем другие кандидаты
в президенты. Белорусское общество оказалось не только готово, а жаждало
пришествия народного мстителя, своего Стеньки Разина, готового отомстить
за слезы людские всем преуспевающим в жизни (чиновникам, предпринимателям),
забрать у богатых и отдать бедным. Если Шушкевич в свое время в выступлениях
по телевидению объяснял обнищание населения объективными причинами перехода
от одной общественной системы к другой, то Лукашенко просто указал пальцем
на виновников народных бедствий и сразу стал кумиром.
Президентские выборы и последующие события дают основание пересмотреть
устоявшееся мнение о толерантности белорусского социума. По большому счету
можно утверждать, что степень толерантности общества в какой-то мере является
показателем его способности жить в условиях демократии.
По данным социологического опроса, проведенного НИСЭПИ в 1996г., 68,2%
населения поддерживают разного рода ограничения в отношении политических
противников (даже если они не нарушают закон), а 40,4% требуют их политического
уничтожения (37). По исследованиям лаборатории «Новак», в марте 1996 г.
48,2% опрошенных поддержали репрессивные действия властей по подавлению
акций протеста (48).
Борьба с врагами, публичное их разоблачение стали любимым делом Лукашенко,
которое он делал талантливо, с блеском. Позже Председатель Верховного Совета
13-го созыва Шарецкий назвал его «патологическим революционером».
Врагомания, искусственное провоцирование общественной конфронтации стали
составной частью имиджа Лукашенко, способом его политического выживания.
Сознательное нагнетание напряженности, доведение политической борьбы до
степени психологической войны, постоянное воспроизводство чрезвычайного
положения являются имманентной сущностью нового лидера Беларуси.
Таким образом, именно удачное совпадение ожиданий населения и политического
образа народного заступника, выраженного Лукашенко, объясняет тот удивительный
факт, что человек без серьезной команды, без программы и идей, без поддержки
солидных политических сил, финансово-экономических кругов совершил триумфальное
восхождение на вершину власти.
|